Обсуждение послания президента Республики Казахстан и проекта программы внесения изменений в конституцию РК

Ежегодное Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 г., было предложено вниманию аудитории, состоящей из студентов кураторских групп и ППС кафедры.Целью мероприятия, состоявшегося в 7.02.2017 г., на кафедре общественного здравоохранения, была ознакомить основными приоритетными задачами в социально-экономической сфере общества, что и было презентовано в ходе доклада студенткиОЗ12-004-2 группы Аманбаевой М.М.

«Уважаемые казахстанцы! Страна с честью прошла свой 25-летний этап развития. Мы гордимся своей страной. В рамках празднования 25-летия Независимости мы отметили достижения и успехи Казахстана. Они хорошо известны и высоко оцениваются мировым сообществом.С начала 2017 года Казахстан стал непостоянным членом Совета Безопасности ООН.В этом году в Астане пройдет международная выставка «ЭКСПО-2017». Мы первыми среди стран СНГ и Центральной Азии проводим столь значимое мероприятие мирового масштаба.В Алматы стартовали спортивные состязания в рамках Универсиады-2017, в которой принимают участие более 2 000 спортсменов и членов делегаций из 57 государств. И, все это является результатом правильного политического пути и высокого авторитета Казахстана на международной арене» – так начал свой текст, Президент РК Назарбаев Н.А., в очередном ежегодном послании народу Казахстана.

Казахстан должен войти в число 30 развитых государств мира к 2050 году. Мы уверенно идем к этой цели.

Первым приоритетом обозначена ускоренная технологическая модернизация экономики. Т.е. культивация новых индустрий, которые создаются с применением цифровых технологий. Это может стать вважной комплексной задачей поназванием«Цифровой Казахстан».

Второй приоритет – кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды.Одной из наших стратегических целей является обеспечение к 2050 году вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны не менее 50%.Амбициозная, но достижимая цель.

Третий приоритет – макроэкономическая стабильность.Ключевой задачей здесь является восстановление стимулирующей роли денежно-кредитной политики и привлечение частного капитала в финансирование экономики.

Четвертый приоритет – улучшение качества человеческого капитала.

Пятый приоритет – институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией.Многое в борьбе с коррупцией будет зависеть от активного участия всего общества. С развитием социальных сетей и других медиаресурсов всеобщее неприятие должно стать мощным инструментом в противодействии коррупции.

Также нужно отметить, что в современных условиях человечество столкнулось с ростом терроризма. Ключевыми здесь являются вопросы борьбы с финансированием деструктивных сил и связями с зарубежными террористическими организациями.Необходимо проводить работу по предупреждению пропаганды религиозного экстремизма, в том числе в Интернете и социальных сетях. Нужно формировать в обществе нулевую терпимость к любым действиям, связанным с радикальными проявлениями, особенно в сфере религиозных отношений.Все эти меры должны быть учтены в разрабатываемой Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2017–2020 годы.

В ходе мероприятия также прослушан и обсужден Проект программы внесения изменений в Конституцию РК. В разборе вынесенного на обсуждение проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»,участвовали, во главе с кураторами, все члены кураторских групп.

Из предложенных поправок самые первые изменения касаются статьи 26, а конкретно первых двух пунктов, где говорится о частной собственности. В действующем варианте Конституции есть пункт, согласно которому иметь частную собственность могут граждане РК, а в новом варианте речь идет о каждом. Нет детализации по гражданской принадлежности.

«В статье 44 были исключены два пункта — 8 и 9, которые касались в первую очередь утверждения государственных программ. Ранее эта ответственность лежала на Президенте республики, а в новой версии Президент перекладывает эти задачи на правительство. Тем самым правительству будет передана важная функция утверждения государственных программ.

Также в проекте программы внесения изменений в Конституцию РК предлагается сократить зону ответственности Президента при назначении министров. В новых поправках Президент сохраняет за собой право назначать только министра иностранных дел и министра обороны.

Важные изменения, касаются изменений в статье 70. Здесь конкретно речь идет о процедуре сложения полномочий правительства.

«По действующей версии Конституции правительство слагало свои полномочия перед вновь избранным Президентом, а теперь, если будут приняты поправки, правительство будет слагать свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом Парламента. Тем самым усиливается роль Мажилиса, а значит повышается значимость парламентских выборов. Также, если раньше премьер-министр докладывал об основных направлениях деятельности и решениях правительства исключительно Президенту, то теперь премьер-министр также будет обязан докладывать и Мажилису Парламента».

Говоря об экспертных оценках политологов по поводу проекта, следует отметить следующее: «Это существенный шаг вперед. Кардинально повышаются полномочия Парламента. Правительство будет назначаться и уходить в отставку не перед Президентом, а перед Парламентом страны. Парламентское большинство будет формировать правительство. Отменяются указы Президента, имеющие силу закона. Будет повышена роль Парламента по контролю над региональными и исполнительными органами власти. Конкретно, акиматы будут отчитываться перед Парламентом. Это перераспределение полномочий на самом деле существенное. Мы реально переходим к президентско-парламентской форме. Повышается открытость и транспарентность властей».