СТАЖИРОВКА В ЛИТВЕ

Доценты  кафедры общественного здравоохранения  Айтманбетова А.А. и Кожекенова Ж.А. стали стипендиатами Центра Международных программ «Болашак» и прошли с 4 ноября по 6 декабря 2012 года научно-педагогическую стажировку в  Литовском университете наук здоровья (ЛУНЗ), расположенном во втором по величине городе Литвы (после Вильнюса) – Каунасе.

Представляем краткую версию их отчета о стажировке.

ЛУНЗ является надежным партнером в образовательной сфере многих западных и других стран мира, ярким примером которого служит активная мобильность студентов и преподавателей.

К основным структурным частям ЛУНЗ относятся медицинская и ветеринарная академии. Программа подготовки будущих специалистов объединяет 14 студии курсов и 24 студии программ, реализацию которых осуществляют 24 кафедр, 40 клинических баз и 6 институтов. В медицинской академии пять факультетов: медицинский, фармацевтический, одонтологический, общественного здравоохранения и сестринского дела.

На конец 2011 года число обучающихся соответственно составляло на медицинском — 2000, фармацевтическом — 700, одонтологическом — 800, общественном здравоохранении — 341 и на факультете сестринского дела — 500 человек. Еще  1200 студентов обучаются на разных специальностях двух факультетов ветеринарной академии.

Резидентура составляет 14% всего академического состава и насчитывает 1010 резидентов, в то время как докторантура имеет 3% долевую часть, количественно достигая 220 докторантов. Для преподавания базовых дисциплин медицинской академии, кроме университетских аудиторий, предоставлены учебно-лабораторные корпусы и учебно-практические комплексы. Клинические дисциплины имеют базовую основу в клинической больнице университета и ее филиалах.

Цикловые занятия, которые заканчиваются итоговым экзаменом, типичны для 1 курса медицинского факультета, одонтологии и сестринского дела. Семестровые же занятия для фармацевтического факультета преподаются в течение семестра, а итоговая оценка выставляется в сессию. Придается особое значение проблемным занятиям со 2 курса на медицинском факультете, нацеленные способствовать формированию будущего специалиста  мыслящего логически и  профессионально предприимчивого.

К кредитной технологии обучения ЛУНЗ перешел с сентября 2011 года.

Практические занятия студенты посещают в группах из 10-14 человек. Лекционные потоки составляют от 50 до 100 студентов; большие потоки на медицинском факультете достигают до 300 человек.

Практические занятия являются основой заклада фундамента нового проекта по соответствующей дисциплине. В целом проект выполняется за время, отведенное на СРС. Понятие СРСП отсутствует.

Помимо стандартных академических курсов медицинская академия располагает затяжными курсами для работающих среди обучающихся. К примеру, если обучение на степень бакалавра занимает от 3,5 до 4 лет, то для затяжных курсов программа обучения рассчитана на 6 лет. Соответственно 1,5-2 летняя магистратура на разные специальности продлевается до 3 лет.

Особенно примечательна всеобъемлющая система информационных ресурсов ЛУНЗ посредством автоматизированного программного обеспечения. Система переводит   задачи, функций и результаты работы взаимосвязанных подразделений и структурных единиц университета на электронный формат, что во многом облегчает выполнение работы  и делает доступным обратную связь на любом этапе деятельности.

В пятницу первой недели мы побывали на заседании Сената университета, где обсуждались деятельно-важные вопросы университетской жизни. В повестке дня Сената было предусмотрено вручение сертификата казахстанской группе-работникам здравоохранения, прибывшей на тематическую специализацию. Гостеприимность литовцев проявлялась также  банкетным приветствием и поздравлением всех казахстанцев, находящихся в стенах ЛУНЗ (фоторепортаж).

Во вторую неделю нам рассказали о системе менеджмента качества в клинике ЛУНЗ. СМК ведется на муниципальном и государственном уровнях национальной системы здравоохранения Литвы, без исключения. В Каунасе имеются две клиники республиканского значения: университетская клиника (в составе которой 4 больниц) и Каунасская республиканская больница.

Следующая неделя была посвящена Центру общественного здоровья. Это бывшая санитарно-эпидемиологическая служба со всей ее реструктуризацией и пересмотра полномочий. Учитывая то, что контрольно-надзорные функций отдела гигиены питания переданы в ветеринарную службу, и все другие санитарно-гигиенические отделы ограничены оказанием консультативной помощи, следует констатировать большие перемены в данной структуре национальной системы здравоохранения, нежелательные на наш взгляд.

По сценарий, перед началом четвертой недели, в момент сбора большего количества ППС, мы презентовали казахстанскую систему общественного здравоохранения с демонстрацией как информационного, так и справочного и аналитического материала в фотодиаграммах.

В ту же последнюю неделю мы погрузились в научно-педагогическую деятельность кафедры профилактической медицины во главе с профессором Жильвинас Падайга. Занятия были построены в форме лекций основного лектора и приглашенных им людей с последующей дискуссией. Ознакомились со структурой и характеристикой преподаваемых дисциплин, формой и методикой их подачи. Следует отметить, что многие теоретические дисциплины кафедры имеют практическую основу посредством деятельности научно-исследовательского института на базе кафедры, у которого есть опыт выполнения международных проектов до ВОЗовского масштаба.

По завершении программы стажировки нам была представлена «Модель оказания научно обоснованных услуг общественного здоровья на муниципальном уровне». В сконструированной модели мы нашли ответ на все свои вопросы, касательно общественного здравоохранения Литвы.

Приятным дополнением к программе нашего обучения стала экскурсия по городу, столице республики – Вильнюсу, и другим достопримечательностям популярными как Паланга, Клайпеда, Тракаи, Нида, и, конечно же, побережье Балтийского моря.

Пользуясь выходными, нам удалось побывать во Франции (Париж), Швеции (Стокгольм)  и в Латвии (Рига). Эти незабываемые впечатления были не только удовольствием, но также послужили стать материалом зарубежного опыта.